image
Инновационная деятельность

Программа развития на 2018-2023 годы


В соответствии с приказом департамента образования администрации Владимирской области от 08 ноября 2016 года № 973 на базе нашей школы открыта региональная инновационная площадка по теме: «Проектирование модели формирования социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного социума». Научно-методическое руководство осуществляет Соколинская Галина Корнеевна, доцент кафедры теории и методики воспитания ГАОУ ДПО ВО "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой".

В последние годы социально-экономическое развитие нашего государства способствует изменениям в сознании, как общественном, так и индивидуальном. Быстрое развитие экономики, появление новых технологий, высокие требования к квалификации работников различных сфер деятельности предопределяют необходимость общества в личности, умеющей адекватно реагировать на все происходящие изменения. Кроме того, особенность современной социокультурной ситуации заключается в последовательном поиске путей решения конфликтов, разрешения социальных, политических, экономических противоречий. Отсюда вытекает вывод: общество нуждается в людях с развитой социальной компетентностью. Социальная компетентность — интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Формирование социальной компетентности приобретает особую значимость для сельских школьников в среде с полиэтнической культурой. Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников.

Цель инновационной деятельности: разработать и обосновать эффективную модель формирования социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного социума.


Задачи:

  • 1. Совершенствовать нормативно-правовую базу партнёрского взаимодействия школы с семьями обучающихся и социумом.
  • 2. Раскрыть механизмы реализации модели формирования социальной компетентности в школьном образовании в условиях поликультурного социума.
  • 3. Выявить особенности содержания, форм, средств, способствующих формированию социальной компетентности на разных этапах школьного обучения.
  • 4. Разработать диагностическое обеспечение инновационной деятельности и определить эффективность реализации модели и технологии формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, проживающих в поликультурном социуме.
  • 5. Подготовить методические рекомендации по формированию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения в условиях сельского социума.
Процесс формирования социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного социума предусматривает определенную педагогическую модель. На данной концептуальной основе нами разработана модель педагогической деятельности по формированию социальной компетентности учащихся сельской школы в условиях поликультурного социума, которая состоит из мотивационно- целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

Прогноз результатов инновационной деятельности.

  • Апробация новых педагогических технологий личностно-ориентированного и системно- деятельностного обучения и воспитания, педагогики сотрудничества, педагогики успеха, совместной продуктивной деятельности педагогов, семей учащихся, субъектов социума, обеспечивающих эффективное достижение цели, в качестве которой выступает социальная компетентность обучающихся, проживающих в условиях поликультурного социума.
  • Сформированность мотивации педагогов на овладение инновационными технологиями в области формирования социальной компетенции школьников в условиях поликультурного социума.
  • Наличие условий для активного участия родителей и социума в управлении процессом образования.
  • Наличие активной жизненной позиции обучающихся, повышение потенциала воспитательного и образовательного процесса, усиление социальной составляющей ценностных ориентаций выпускников;
  • Создание воспитательной системы школы, соответствующей разрабатываемой модели;
  • Наличие программы взаимодействия с социальными партнерами;
  • Возможность оказания методической помощи педагогам ОУ по социальному воспитанию и образованию в проведении массовых мероприятий социальной направленности, в разработке программ конференций, семинаров, презентаций, сценариев мастер – классов, круглых столов, деловых игр, социальных проектов и других воспитательных технологий.
  • Внедрение эффективных инновационных социальных практик.
  • Развитие информационно-коммуникативной среды для создания условий инновационной деятельности.
  • Инновационная деятельность позволит школе выйти за рамки традиционной школы, перейти в режим развития и позитивно влиять на микросоциум.

Средства контроля:

  • ежегодное подведение промежуточных итогов инновационной деятельности;
  • оценка результатов диагностических исследований;
  • экспертная оценка консультантов;
  • участие в научно-практических семинарах;
  • создание и развитие электронных ресурсов инновационной деятельности;
  • публикации материалов инновационной деятельности;
  • отчет на экспертном совете.

Сроки и этапы инновационной деятельности:

Организация инновационной деятельности предполагает четыре этапа:

1. Организационно- проектировочный этап (2016-2017гг.).

Ожидаемый результат:

  • создана творческая группа учителей;
  • определены направления и виды деятельности;
  • обозначены риски организационно-педагогических условий для формирования социальной компетентности.

2. Диагностико - внедренческий этап (2017-2018 гг.).

Ожидаемый результат:

  • локальные акты школы, обеспечивающие инновационную деятельность;
  • создание социокультурного центра;
  • укрепление социальных связей с семьями обучающихся
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования социальной компетентности школьников в условиях поликультурного социума;
  • уровень сформированности социальной компетентности школьников;
  • программы обучения и воспитания, направленные на формирование социальной компетентности школьников в условиях поликультурного социума, программа взаимодействия с родителями, программа социокультурного центра.

3. Практический этап (2018-2020 гг.).

Ожидаемый результат:

  • апробирована модель формирования социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного социума;
  • внедрены и скорректированы программы факультативных и элективных курсов, программы внеурочной деятельности, дополнительного образования по формированию социальной компетентности школьников, программ развития классных коллективов, программы взаимодействия с родителями, программы социокультурного центра;
  • апробирован методический комплекс.

4. Результативный этап (2020-2021 гг.).

Ожидаемый результат:

  • разработаны программы факультативных и элективных курсов, внеурочной деятельности, программы воспитания, направленные на формирование социальной компетентности школьников в условиях поликультурного социума программы взаимодействия с родителями, программа социокультурного центра;
  • отобраны наиболее эффективные воспитательные технологии формирования социальной компетентности школьников в условиях поликультурного социума;
  • созданы электронные ресурсы инновационной деятельности;
  • изданы печатные материалы участников инновационной деятельности.
  • создан пакет диагностических методик по формированию с социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного социума.
  • Обобщен опыт лучших педагогов школы по реализации программы инновационной деятельности.

Условия реализации инновационной деятельности:

  • наличие нормативно-правовой и научно-методологической основы эксперимента;
  • наличие мотивированных участников-руководителей и педагогического персонала;
  • наличие консультантов по научно-методологическим, информационно-методическим и социально-психологическим вопросам;
  • материально-техническая оснащенность эксперимента;
  • финансово-экономическое обеспечение эксперимента.

Межрегиональная конференция. ВИРО, март-2017 года. Зайцев Р.С. Формирование социальной компетентности в условиях сельской школы.

Зверева Н.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, "Система работы учителя начальных классов по формированию гражданской идентичности средствами православных ценностей и традиций" (Обобщен опыт педагогической деятельности на региональном уровне)

Региональный круглый стол по теме «Современные технологии и формы взаимодействия образовательной организации с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания детей». ВИРО, 12.12.2017 года. Шкатова Л.В.